четверг, 13 июня 2013 г.

Статьи на других веб-ресурсах

Урок внеклассного чтения по роману Г.Владимова "Генерал и его армия"

Текст статьи

Урок внеклассного чтения по рассказам Б.П.Екимова

Текст статьи



С.П.Залыгин "Уроки правнука Вовки"





Ставил ли С.П.Залыгин в рассказе «Уроки правнука Вовки» перед собой задачу напомнить о фонвизинском Недоросле – неизвестно. Но опытный читатель сам в состоянии обнаружить типическое и соотнести в своем сознании классический образ-персонаж и его современного «двойника». Обращение к архетипическому образу всегда определенным образом подчеркивает проблемно-тематическую связь с предтекстом. В данном случае, отмечают учащиеся, обозначается близость позиций двух авторов: и в классическом образце, и в современном тексте утверждается необходимость нравственной самостоятельности и ответственности человека за свои поступки. Проблемно-тематическая связь комедии «Недоросль» и рассказа «Уроки правнука Вовки» оправдана не только использованием современным писателем архетипического образа, но и тем, что современное произведение продолжает просветительскую традицию русской классики, вновь затрагивает вопросы гражданственности и с тревогой смотрит в будущее.
 
      Главный герой залыгинского рассказа – Юрий Юрьевич Подлесский, в какой-то степени, – современный Стародум. Он, всю жизнь в меру сил помогавший шести поколениям своей семьи: бабушке, отцу с матерью, жене, сыну, внуку, – теперь помогает и правнуку Вовке. Семья двенадцатилетнего недоросля (отец, мать, сестра-студентка) временно уезжает из Москвы в Европу. Для того чтобы не отрывать от учебы Вовку, его оставляют на попечении Юрия Юрьевича. Взаимоотношение прадеда и правнука трудно назвать просто взаимонепониманием. Это уже не конфликт двух поколений, отцов и детей: между героями слишком большая разница в возрасте. Юрий Юрьевич Подлесский в рассказе выступает как наблюдатель зарождения какой-то совершенно новой для него формы общественной жизни, представителем которой как раз и является правнук Вовка. Наблюдения эти питают мучительные размышления пожилого человека о том, где же и когда произошла в его жизни и жизни его современников та ошибка, что привела к появлению совершенно беспринципных и безнравственных взглядов мальчишки.
Вовка насмешливо зовет Юрия Юрьевича «дедка» (звучит как «детка»), унижает его и бесцеремонно перебивает в разговорах. На все вокруг он уже имеет свое мнение, достаточно циничное; не желает учиться – однако хочет быть лидером среди сверстников, уже курит и засматривается на девочек. В школе Вовка издевается над товарищем, страдающим энурезом, и сожалеет, что болезнь проходит (не над кем будет смеяться). Он остается ночевать у товарища, не предупредив прадеда, забыв позвонить домой. Абсолютное отсутствие совести показано и через восхищение героя удачей друга Веньки Соколова. Тот заработал 300 долларов за полчаса, постояв «на стреме» во время ограбления. «А пускай родители зарабатывают, тогда Венька не будет кнопочку нажимать», – цинично заявляет Вовка Юрию Юрьевичу на его недоуменный вопрос об ответственности за соучастие в преступлении.
Прадед, привыкнув ко всему в жизни относиться ответственно, со всей серьезностью пытается помочь Вовке учить уроки: ботанику (о картофеле), литературу (о Распутине и его «Уроках французского»), историю (о Чингисхане). И уроки эти, по мнению критика Ольги Славниковой, нужны прежде всего ему самому. Они помогают Юрию Юрьевичу осмыслить свою собственную судьбу и воскресить в памяти события минувших лет, помогают расширить границы познания и испытать радость узнавания нового.